• Как научить ребенка рисовать?
  • Как сделать развивающие игрушки для ребенка?
  • Как научить ребенка делать оригами?
  • Как бороться с детскими капризами?
  • Обо всем этом и многом другом читаем здесь

Нестандартные задачи. Развиваем пространственное мышление и воображение

Познавательное развитие

Характеристика возрастных возможностей

«Активная жизнь детской мысли – это самая главная предпосылка и сознательного отношения к обучению, и твердых, глубоких знаний, и глубоких интеллектуальных взаимоотношений в коллективе»
(В.Л. Сухомлинский).

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (вос­приятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Бла­годаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. На­званные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, прост­ранственных отношений. Таким образом, ребенок начинает видеть мир в кате­гориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Благодаря различным видам деятельности и, прежде всего, игре память ре­бенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед со­бой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленно­го. Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоя­тельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продол­жают развиваться специальные способы ориентации, такие как эксперименти­рование с новым материалом и моделирование.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преоб­разованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольни­ка сам процесс поисковых преобразований.

Преобразование ребенком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами, и после каждого такого акта происходит анализ наступивших изменений. Последовательность произ­водимых ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления.

Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В резуль­тате ребенок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые способы познавательной деятельности. Происходит своеобразный про­цесс самодвижения, саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям и имеет важное значение для становления творческой личности.

Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника./ 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.,- С. 158-159.

Уважаемые родители!

Задания, подобранные в этой книге, дадут возможность в какой-то мере су­дить о познавательном развитии вашего ребенка, что является основой готов­ности детей хорошо учиться. Большинство заданий связано с ориентировкой в пространстве и на плоскости, требует активизации наглядно-образного мыш­ления, памяти. Ребенок будет представлять фигуры в различных пространст­венных положениях, мысленно менять их взаимное расположение, разрезать их разными линиями, чтобы увидеть в рисунке конечный результат.

Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. Если младшие дошкольники решают многие задачи с помощью практического действия, путем проб и ошибок (т. е. используют главным образом наглядно-действенное мыш­ление), то в старшем возрасте они все чаще и чаще находят решения в уме. Это становится возможным благодаря тому, что образы, которые возникают в голо­ве у ребенка, становятся все более обобщенными, т.е. ребенок выделяет не все особенности предмета, а только те, которые нужны ему для решения той или иной задачи.

Например, при вращении грибка на стр. 12 он будет следить, в каком поло­жении находится ножка грибка (под шляпкой, справа от шляпки, над шляпкой), чтобы понять, какое следующее положение она займет (слева от шляпки).

Задания довольно сложны. Поэтому вы не должны огорчаться, если ваш ре­бенок не справится с ними, или делать поспешные выводы о его способностях. Ваша задача – показать пути преодоления неизбежных трудностей. Если это не­обходимо, дайте ребенку возможность выполнить задания опытным путем.

Прежде чем приступать к заданию на стр 2-5, поиграйте с ребенком, предло­жив ему вырезать узоры на салфетке. Квадратный лист бумаги складывается сначала снизу вверх, а потом справа налево. Пусть ребенок отрезает у получив­шейся четвертушки разные уголки, разворачивает лист и смотрит, что получа­ется. Когда ребенок поймет, что в верхнем левом углу четвертушки собираются все уголки квадрата, а в правом нижнем углу оказывается его центр, ему легче будет найти нужную вырезанную салфетку, сравнивая только изображения. Та­кие упражнения хороши еще и тем, что ребенок научится сам придумывать и вы­резать разные узоры на салфетках.

Темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами, и ребенок постоянно должен получать «пищу» для ума. Только не стоит стараться «вкладывать» в ре­бенка как можно больше знаний об окружающем. Дело не в «многознании». Главное развить у дошкольника общие способы познавательной деятельнос­ти – умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него появилась потребность получать новые знания.

«И чтоб никто не догадался. Нестандартные задачи, пространственное мышление, развитие воображения»
Из-во «Карапуз»

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Рубрики блога