• Как научить ребенка рисовать?
  • Как сделать развивающие игрушки для ребенка?
  • Как научить ребенка делать оригами?
  • Как бороться с детскими капризами?
  • Обо всем этом и многом другом читаем здесь

Монотипия

Данная техника используется для изображения зеркального отра­жения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.), Техника, схожая по исполнению с кляксографией: лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуются подетально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист складывается по линии сгиба и прогла­живается, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются краска­ми повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его отраже­ние на «водной глади» водоема.

Тема «Пейзаж у озера»

Целы замятия:

1. Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

2. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейза­жа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии.

3. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.

4. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Материал для занятия:

• фотоиллюстрация с пейзажем, отраженным в озере;

• альбомный лист, размер А4, с готовой линией сгиба по вертика­ли, верхняя часть тонирована голубым цветом (небо), нижняя — си­ним (вода);

• акварель;

• кисть;

• салфетка.

Предварительная работа:

•  индивидуальный тренировочный прием «Что отразилось в моем зеркальце»: детям предлагается ряд подобранных иллюстраций с изображением разнообразных предметов и сезонных пейзажей и квадратное (либо прямоугольное) зеркало по размеру картинки, ко­торое ставится на ее нижний край. Педагог задает ряд наводящих вопросов:

- Что ты видишь в зеркале? (Точно токую же картинку.)

- Что произошло? (Картинка отразилась в зеркале.)

- Похоже ли изображение на иллюстрации на картинку в зерка­ле? (Они одинаковы.)

- А чем они отличаются? (Изображение в зеркале кверху ногами.)

-  Если картинку соединить с зеркалом и посмотреть в оставленную щелочку, что происходит с рисунками? (Рисунки соединяются.)

-  Что это вам напоминает? (Отражение в воде.)

•  Наблюдения за отражением предметов в лужице или в водоеме во время прогулок.

•  Чтение сказки Лилиана Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» или коллективный просмотр мультфильма «Крошка Енот» режиссера Олега Чуркина

Ход занятия

1. Организационная часть

Педагог. Ребята, совсем недавно мы с вами познакомились с Крошкой Енотом. Вспомните, что с ним произошло, когда он по­шел на пруд ловить раков на ужин?

Дети. Енотик испугался зверька, которого он увидел в воде.

Педагог. Верно, вот как это произошло:

«Он остановился и заглянул. Кто-то седел в пруду! Это был Он! Сидел там и смотрел на Енота при свете луны. Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это бы­ла за рожа! Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног».

Педагог. Как вы думаете, почему это произошло?

Дети. Енотик никогда не видел себя со стороны и подумал, что в воде живет другой зверек. Он стал корчить ему рожицы и видел то же самое, только из воды. И подумал, что тот, другой зверек, хочет его обидеть.

Педагог. Что предложили ему сделать Большой Скунс и Старый
Дикобраз? И что было дальше?

Дети. Взять большой камень и палку, но когда Енотик взглянул в ручей, то он увидел зверька, вооруженного тем же самым.

Педагог. А что предложила ему мама Енотиха?

Дети. Подойти к озеру и просто улыбнуться тому, кто сидит в ручье.

Педагог зачитывает отрывок из сказки Лилиана Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»:

…Крошка Енот был храбрым, и мама была в этом уверена. И он пошел обратно к пруду.

-  Может быть, Он ушел наконец! – сказал Крошка Енот сам себе. Нет, не ушел! Он по-прежнему сидел в пруду.

Крошка Енот заставил себя остановиться. Потом заставил себя загля­нуть в воду. Потом заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ! Крошка Енот так обрадовался, что стал хохотать. И ему показалось, что Тот, кто сидел в пруду, хохочет, точь-в-точь как это делают еноты, когда им весело.

- Он хочет со мной дружить! – сказал сам себе Крошка Енот. – И теперь я могу перейти на ту сторону.

И он побежал по дереву. Там, на берегу быстрого ручья, Крошка Енот принялся ловить раков. Скоро он набрал столько раков, сколько мог до­нести. Он побежал обратно по дереву через пруд. На этот раз Крошка Енот помахал рукой Тому, кто сидел в пруду. А Тот махнул ему рукой в от­вет. Крошка Енот мчался домой со всех ног, крепко держа своих раков…

Педагог. Почему Крошка Енот перестал бояться того, кто сидел в ручье? И кто на самом деле сидел в пруду?

Деля. Он увидел улыбающегося зверька и сразу перестал бояться его. На самом деле енотик увидел самого себя, свое отражение в во­де.

Педагог. Верно, ведь добро всегда побеждает зло.

Улыбка
…0т улыбки станет всем светлей,
И слону, и даже маленькой улитке,
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки.
И тогда наверняка вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке,

Изображения, имеющие абсолютно одинаковые элементы, детали, строение, цвет, но расположенные по разные стороны относи­тельно прямой, называются симметричными. Сегодня мы познако­мимся с новой техникой изображения, которая имеет сложное название – МОНОТИПИЯ. Название этот способ рисования полу­чил от слияния двух слов: МОНО – один, единственный, ТИП — от­печаток, форма, образец, то есть отображение точно такого, абсо­лютно похожего, симметричного, типичного. Эта техника, несколь­ко схожая по исполнению с кляксотрафией, но вместо клякс на одну половину листа красками поочередно наносится изображение отдельных объектов будущего пейзажа, расположенного около во­доема, после этого лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. Но отпе­чатки на обеих половинках выглядят несколько смазанными и раз­мытыми, как отражение в воде, поэтому следует элементы пейзажа на «берегу» оживить красками, чтобы они стали более четкими и бо­лее выразительными.

Педагог показывает прием изображения отдельных элементов рисунка в данной технике и предлагает детям придумать пейзаж самим или вспомнить картинку природы, увиденную ранее, и изобразить, используя данную технику.

2. Практическая часть

1. В верхней части листа голубого цвета поэтапно нарисовать гуа­шью объекты пейзажа: одно или несколько разных деревьев с ли­стьями (зелеными или разноцветными, в зависимости от времени года по выбору), кустарники, горы, дом, солнце, облака, траву и т.д.

! Педагог предлагает детям подумать, почему в данной технике не изображают зимний пейзаж (вода на реке зимой замерзает, и ледяная гладь заносится снегом).

2. После изображения каждого объекта сложить лист по линии сгиба, чтобы получился отпечаток (отражение) на нижней части ли­ста.

3. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его отражение на водной глади водоема. Отражение на воде вновь прокрашивать не нужно, оно остается слегка размытым.

! Если дети хорошо владеют данной техникой, можно предложить усложнить рисунок, сложив лист на три равные части по вертикали, тогда получится отражение не только тех предметов, которые есть на берегу, но и объектов, которые находятся на водной глади водоема, например лодки с парусом.

3. Итог занятия

Все рассматривают получившиеся пейзажи, педагог предлагает детям устроить выставку картин для родителей.

На пруде
Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.
И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.
Облака там нежней и белей,
Глубина — бесконечна, светла…
И доносится мерно с полей
Над водой тихий звон из села.
И. Бунин

Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Рубрики блога